Блаж. Августин среди свв. Отцов цитируемых на св. Вселенском Халкидонском Соборе. В напоминание...
(после прочтения перед Собором окружного послания св. папы Льва Великого к св. Флавиану Константинопольскому)
поместили между цитатами из свт. Иоанна Златоуста и свт. Кирилла Александрийского, и наряду с другими свв. отцами, такими как Иларий Пиктавийский, Амвросий Медиоланский, Григорий Богослов.
Вот, как это выглядит в Деяниях Собора:
"Святого Августина, епископа Иппонийского, из послания к Волюзиану.
«Ныне же явился такой посредник между Богом и людьми, который, сочетая то и другое естество в единстве (своего) лица, и обыкновенное возвышает необыкновенным, и необыкновенное умеряет обыкновенным».
Его же, из толкования на Евангелие от Иоанна.
«Что же, еретик? Так как Христос есть Бог и человек, и говорит как человек: то ты и станешь клеветать на Бога? Он в Себе возвышает человеческую природу, а ты дерзаешь унижать в Нем божественную»!
Того же Августина, из слова об изложении веры.
«Нам свойственно верить, а Ему знать. И таким образом сам Бог Слово, восприявший все, что́ есть человеческого, пусть будет человек; и воспринятый человек, восприявший все, что́ есть Божеского, пусть будет не иным чем, как Богом. А из того, что Он исповедуется воплотившимся и смесившимся, не следует заключать об умалении Его существа. Бог умел смеситься, не вредя Себя, и притом смеситься истинно. Он умел воспринять на Себя так, что ничего не прибавилось у Него. Как знал Он, так и влиял всего Себя, причем не произошло никакого умаления в Нем. Итак, не по своему слабому соображению и не под влиянием чувственных показаний опыта, – не по смешению между собою тварей, одна другой равных, – должны мы судить о смешении Бога и человека, как будто бы из сего смешения Слова и плоти вышло как бы некоторое тело. Да не будет, чтобы мы так веровали! Не по примеру обыкновенных соединений мы должны судить о соединении двух естеств в одно; ибо такого рода смешение есть разрушение обеих частей. Но Бог, объемлющий, но необъемлемый, испытующий, но неиспытуемый, наполняющий (все), но ненаполняемый, весь везде сущий и чрез все проходящий, чрез влитие своей силы, так как милосерд, смесился с человеческим естеством, но не человеческое естество смесилось с божественным»" (Цит. по: Деяния Вселенских Соборов, Том 3. IV. СОБОР ХАЛКИДОНСКИЙ, ВСЕЛЕНСКИЙ ЧЕТВЕРТЫЙ. ДЕЯНИЕ ВТОРОЕ СВЯТОГО ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА).
Кому нужно и полезно такое напоминание? Тому, кто в отличие от свв. Отцов Халкидонского собора (не говоря уже о Пятом ВС) может говорить о блаж. Августине такое: "я не считаю Августина врагом православия. Просто бездарным лжебогословом так и не дошедшим до истины. И на западе были нормальные люди, типа Амвросия или Лепория. А были и такие как Августин...", или: "Какой святой к лешему? Конечно он не святой. Конечно он еретик. Почитать его ни в коем случае не надо. И его еретические книги должны быть преданны анафеме и запрещенны. Не враг православия я сказал потому, что он просто был варвар так и не понявший ничего из того, чему учит Церковь о Боге и о спасении...Он искренне думал, что тот бред в который он верит -православие" (https://vk.com/bogoslovru?w=wall433455956_4719_r4868).
Значит ли, что положительное или хотя бы сдержанное отношение к личности блаж. Августина обязывает принятие, например, его Filioque, которое не согласуется в конечном итоге с учением об исхождении Св. Духа Символа Веры и богословием восточных Отцов? Конечно, нет. Однако это несогласие с Иппонийским епископом не должно приводить к той грубой, мягко говоря, оценке, которая бывает у некоторых.
UPD.: По верному замечанию первого комментатора данного поста переводчики Деяний на русский язык (по крайней мере на сайте https://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejanija-vselenskikh-soborov-tom3/1_4) погрешили с третьей цитатой в сем месте: "Не по примеру обыкновенных соединений мы должны судить о соединении двух естеств в одно". Они не дописали в конце слово "ипостась". Должно быть так: ""Не по примеру обыкновенных соединений мы должны судить о соединении двух природ в одну ипостась (лат. "duas naturas in unam hypostasin". Sacrorum Conciliorum Nova Amplissima Collectio Vol 006. P. 970).
Вроде, как теперь выяснилось, согласно современным научным критическим изданиям актов 4 ВС ни блаж. Августин, ни другие Отцы не цитировались вслед за томосом св. Льва на 4 ВС. Эти цитации были приложены к томосу св. Льва, который был в 449 г. послан св. Флавиану. Они были входу, с ними были знакомы Отцы 4 ВС, но они на самом Соборе не использовались. (См. комментарии пользователя https://ereignis.livejournal.com/).
- Добавить комментарий
- 156 комментариев
[ На главную | Новая запись | Ваш журнал | Друзья | Войти / Выход | Поиск | Аккаунт | Карта сайта ]
Вы читаете журнал eskin_grigoriy
Комментариев нет:
Отправить комментарий